Экспериментальная работа

Новый проект РЭП МОУ - Абагинской агротехнической средней общеобразовательной школы им. А.Е.Кралина Амгинского улуса (района)

1. Общие сведения о проекте

Тема проекта:
Новая система оценки качества образования выпускника сельской школы.

Автор эксперимента:
МОУ – Абагинская агротехническая средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кралина Научный руководитель: Романов Николай Николаевич, к.п.н., доцент кафедры технических дисциплин Якутского педагогического института ЯГУ.

Идея эксперимента:

заключается в следующем: выпускник - конечный результат всей педагогической деятельности школы. Следовательно, разработка новой "модели выпускника, отвечающего современным требованиям, - это есть постановка чётко сформулированной главной цели учёбно-воспитательной работы в целом. Эта работа позволит выявить основные проблемы учёбно-воспитательного процесса на данном этапе и выработать Программу развития школы, соответствующую Концепции модернизации российского образования. Замысел эксперимента. Чтобы воплотить в жизнь эту идею мы решили:

1. проследить насколько успешно социализировались наши выпускники прошлых лет в современных социально-экономических условиях;

2. проанализировать, насколько помогли им в этом знания, умения и навыки, полученные в школьные годы;

3. изучить и проанализировать модели выпускника средней школы, выработанные коллективами разных школ;

4. на основе мониторинга социализации выпускников прошлых лет и анализа моделей разработать новую «модель выпускника сельской школы», соответствующую идеям Концепции модернизации российского образования, для использования в дальнейшем в качестве одной из форм НСОКО выпускника;

5. исходя из новой «модели выпускника школы» составить модели (портреты) выпускников по отдельным ступеням образования.

Цели эксперимента:
1. выработать новую "модель выпускника сельской школы" с учётом вышеназванных изменений происходящих в педагогике; 2. используя эту модель, провести анализ социализации выпускников нашей школы за последние 5 лет. 3. на основе "модели выпускника" и результатов анализа социализации выпускников школы выработать новую систему оценки качества образования, отвечающую требованиям Концепции российского образования.

Задачи:

Для достижения этих целей предстоит решить следующие две группы основных задач эксперимента:

I. Процесс создания новой системы оценки качества образования выпускников школы предполагает :
1. изучение нормативно-правовой базы комплексной модернизации образования;
2. анализ существующих вариантов "модели выпускника", в т.ч. выработанной нашим коллективом, на предмет соответствия их новым требованиям;
3. выдвижение гипотезы - новой "модели выпускника", соответствующей новому социальному заказу.
4. на основе новой «модели выпускника школы» разработать новую систему оценки образования по ступеням;

II. Процесс апробации модели включает в себя следующие этапы:
1. сбор дополнительных сведений для мониторинга социализации выпускников школы за последние 5 лет;
2. выявление причин наиболее характерных проблем, с которыми сталкиваются во "взрослой жизни" наши выпускники;
3. оценка новой "модели выпускника" в качестве одной из форм новой системы оценки качества образования.

Объект эксперимента:
образовательная деятельность школы.

Предмет эксперимента:
Предметом экспериментирования является система оценки качества образования, в первую очередь «модель выпускника школы». Её исследование позволит получить не только информацию о способе оценивания результатов педагогической деятельности, но и сформирует действенную мотивацию к пересмотру всего образовательного процесса в школе, что может стать следующим шагом эксперимента.

«Модель выпускника сельской школы» является тем эталонным портретом выпускника, освоившего в процессе образования основное содержание социокультурного развития, ставшего носителем значимых для дальнейшей жизни и саморазвития человеческих способностей. Каждый показатель данной модели должен соответствовать тем задачам развития человека, которые решаются в процессе образования. Основными показателями сегодня выступают именно те знания, умения, навыки, компетентности способности, которые и составляют содержание понятия «образованность».

Анализ социокультурной ситуации

  • Выявленные в результате анкетирования запросы в основном совпадают, как в отдельных возрастных группах, так и среди мальчиков и девочек.

    Школа располагает всеми возможностями (пед.состав и его квалификация, материально-техническая база) удовлетворения выявленных возможностей, но для этого нужно перейти на качественно новый уровень учёбно-воспитательного процесса.

  • Основное противоречие:

    - в образовательной деятельности несовпадение желаний учащихся с их познавательной мотивацией. Объяснить это можно недостатками в воспитании человеческих качеств в семье и школе;

    - материально-техническая база школы и обеспеченность достаточно квалифицированными педагогическими кадрами, с одной стороны, и недостаточно высокое качество образовательной деятельности. Очевидно, это объясняется отсутствием (или его формальным присутствием) единой, чётко сформулированной цели и, как следствие, недостаточно проработанной слаженной системы образования в школе.

  • Куда двигаться? Организация учёбно–воспитательной работы, направленной на повышение познавательной мотивации и уровня воспитанности обучающихся. Основное направление – организация личностно-ориентированного развивающего обучения, отвечающего современным требованиям.

    Гипотеза.

    В ходе образовательного процесса идёт непрерывное развитие человека. Развитие ребёнка – сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Задачи развития человека можно условно разделить на две составляющие.

    С одной стороны, задачи развития – это то, что имеет отношение к самому ребёнку, процессам его становления и формирования, а затем и саморазвития, связанные с логикой его движения от одной социокультурной ситуации к другой, от одного физиологического возраста к другому, с ведущей деятельностью, системой отношений с другими людьми, а с определённого момента – собственными ценностями и смыслами.

    С другой стороны, задачи развития – это то, что предлагается взрослыми для усвоения, переработки и превращения внутреннее содержание сформировавшейся личности.

    В основу проектирования системы работы школы должны быть положены задачи развития ребёнка. В процессе образования результатом их решения должны стать те важнейшие человеческие способности и качества, умения и обретённые возможности, которые являются результатом образования. Исходя из этого, составляем портрет идеального выпускника, ставшего носителем значимых для дальнейшей жизни и саморазвития человеческих способностей. Это и есть наша новая «модель выпускника сельской школы».

    Ожидаемые результаты эксперимента:

    <Основное направление работы нашего коллектива по ходу реализации данного проекта – это создание на базе нашей гипотезы о модели идеального выпускника школы создать единую непрерывную систему оценки качества образования на всех этапах учёбно-воспитательного процесса. Для того, чтобы выработать систему критериев для оценки успешности выпускников по тем или иным показателям, нужно исходить из тех задач, которые решаются в процессе образования.

    Результаты эксперимента должны вылиться в следующие локальные нормативные акты (ожидаемые результаты):
    • положение об оценке качества образования выпускника школы (модель выпускника I ступени школы);
    • положение об оценке качества образования выпускника школы (модель выпускника II ступени школы);
    • положение об оценке качества образования выпускника школы (модель выпускника школы);
    • положение о мониторинге качества образования.

    Основным признаком, на основании которого производится оценка эффективности экспериментальной разработки, является показатель полноты и объективности информации, которую несёт система оценки качества образования. Другими словами, в процессе апробации модели выпускника нужно тщательно проанализировать насколько полные сведения дают заложенные в неё показатели, критерии, чтобы дать объективную оценку уровня развития человека в результате образовательного процесса.

    Этапы эксперимента:

    I этап: организационный (декабрь 2007 г. - март 2008 г.).

    Цели и задачи:
    • составление нормативно-правовой базы обеспечения эксперимента;
    • уточнение плана мероприятий по реализации проекта и составление рабочих групп;
    • конкретизация цели проекта: уточнение проекта новой "модели выпускника". Для этого нужно уточнить систему критериев и индикаторов, по которым будут оцениваться уровень образованности, компетентности выпускника;
    • составление базы данных о социализации выпускников школы за последние 5 лет в компьютерном варианте;
    • составление методики проведения мониторинга социализации выпускников школы.

    Итогом работы I этапа эксперимента будут: план педагогической деятельности временных рабочих (творческих) групп; Положение о модели выпускника и методика оценки уровня образованности выпускников, Положение о мониторинге и методика его проведения. Результаты работы будут опубликованы.

    II этап: апробация новой "модели выпускника", разработка системы оценки качества образования на разных этапах развития ученика (апрель 2008 г. - октябрь 2008 г.).

    Цели и задачи:
    • оценка уровня образованности выпускников прошлых лет с позиции новой "модели выпускника" с целью выявления проблемных ситуаций;
    • оценка уровня образованности выпускников школы текущего года ;
    • составление системы оценки качества образования на разных ступенях развития ученика.

    В итогом работы на II этапе будут: положение об оценке качества образования выпускника школы (модель выпускника I ступени школы); положение об оценке качества образования выпускника школы (модель выпускника II ступени школы). Промежуточный отчёт о проделанной работе и её результаты публикуются в сайте школы.

    III этап: завершающий (ноябрь 2008 г. - сентябрь 2009 г.).

    • опубликование разработанных и апробированных Положений и методик в сайте школы;
    • анализ результатов образовательной деятельности и всей системы работы школы в соответствии с новой системой оценки качества образования;
    • поиск путей развития образовательной системы школы, обеспечивающих новое качества образования (построение гипотезы, проектов внедрения новых технологий, подходов к организации системы образовательной деятельности и др.);

    Результаты работы на Выход на III этапе: распространение разработанной системы оценки качества образования через Ресурсный центр агропрофилированных школ улуса и путём опубликования в сайте школы; составление Программы развития школы, реализация которой является следующим шагом эксперимента по модернизации образовательной системы школы в частности и всего образовательного пространства наслега. Отчёт о проделанной работе и её результаты публикуются в сайте школы.

    Страницы: 2



  • WEB-site "Abaga-school"
    Оптимизирован для просмотра в InternetExplorer v.6
    и для просмотра на мониторах с разрешением 1024х768
    web-master: semenovee@mail.ru



    Семинар-совещание «Сетевое взаимодействие агропрофилированных школ Амгинского улуса»

    Семинар-совещание «Сетевое взаимодействие агропрофилированных школ Амгинского улуса» проведен 13 марта 2004 года в с.Абага на базе Абагинской агротехнической школы.

    В работе семинара-совещания приняли также участие: министр сельского хозяйства РС(Я), директор ЯНИИСХ СО РАСХН, академик РАЕН Степанов А.И., президент Малой сельскохозяйтсвеной академии при ЯНИИСХ СО РАСХН, зам. председателя Правления агропрофилированных школ РС(Я) Мартынов А.А., глава Амгинского улуса Артемьев А.Е., представители МСХ РС(Я), ЯНИИСХ, БГФ ЯГУ, ЯСХТ-К, ЯГИТИ, управления образования, руководители сельскохозяйственных предприятий улуса, представители родителей и учащихся. На совещании были рассмотрены проекты Абагинской АТСОШ, Бетюнской, Мэндигинской, Сулгачинской и Майской СОШ, а также Амгинской СЮН.

    Итогом работы стали проект Концепции развития сетевого взаимодействия агропрофилированных школ Амгинского улуса и проект Программы деятельности Ресурсного Центра. Также был подписан трехсторонний Договор о совместной деятельности по развитию Абагинской агротехнической школы – Ресурсного центра школ сельскохозяйтсвенной направленности на период 2004-2007 г.г. между Администрацией МО «Амгинский улус (район)», управлением образования и Абагинской агротехнической школой.

    Введен новый штат заместителя директора по научно-методической работе, необходимого школе в условиях организации сети агропрофилированных школ улуса и его Ресурсного Центра. Положение о Ресурсном центре агропрофилированных школ Амгинского улуса на базе Абагинской агротехнической средней общеобразовательной школы имени А.Е.Кралина утверждено на экспертном совете Амгинского МУО 1 декабря 2005 года.

    Профильное обучение

    Элективные и специальные курсы, в том числе на базе Абагинского ДДТ



    Улусные агрочтения

    1) I улусные агрочтения прошли 13 апреля 2005 г. на базе Абагинской агротехнической школы. В работе жюри приняли участие преподаватели ЯГИТИ. По 4 секциям заслушано всего 35 докладов, в т.ч. в секции сельского хозяйства – 10, в секции биологи-химических наук – 10.
    2) Вторые улусные агрочтения проведены 20 марта 2006 г. Работа Чтений проведена по 4 секциям: сельского хозяйства (растениеводство), сельское хозяйство (животноводство), биолого-химических наук, физико-математических, технических и экономических наук. Всего заслушано 48 докладов учащихся.

    Слеты трудовых лагерей Амгинского улуса

    1) I улусный слет трудовых лагерей Амгинского улуса проведен 14 октября 2004 года на базе Абагинской агротехнической школы.
    2) II улусный слет трудовых лагерей на базе Майской СОШ прошел 17 октября. На нем подведены итоги летнего труда и отдыха учащихся улуса. 18 октября на Дне агрошкол Амгинского улуса, проведенном на базе Мэндигинской СОШ, заслушаны отчеты агропрофилированных школ улуса и проведен Круглый стол о дальнейшем пути развития этих школ, по рекомендациям которого

    Положение о РЦ сети агропрофилированных школ Амгинского улуса на базе Абагинской АТСОШ им. А.Е. Кралина представлена на утверждение экспертного совета Амгинского МУО (утверждено 1 декабря 2005 г.), заключен Договор с Алтанским лицеем о консультациях преподавателей лицея с последующим приемом экзамена с выдачей Свидетельства о профессиональной подготовке по специальности «Тракторист-машинист», разработана циклограмма работы РЦ агропрофилированных школ Амгинского улуса на 2006-2007 у.г.



    Объединенные педсоветы

    1) Сентябрь 2005 г.: 1) Обсуждение и принятие плана работы РЦ, 2) ознакомление с программами предлагаемых РЦ-ом элективных курсов.
    2) Октябрь 2005 г.: Обсуждение и разработка положения второго Слета трудовых лагерей Амгинского улусаю. Отчет агрошкол.

    Совместная работа с другим ОУ по профильному образованию

    1) Выездные консультации преподавателей ЯГИТИ в прошлом учебном году проведены 2 раза по информатике, математике, физике, черчению. Занятия посетили учащиеся Абагинской АТСОШ, Мэндигинской и Бетюнской СОШ.

    2) В апреле 2006 г., на основании Договора между Абагинской АТСОШ и Алтанским лицеем, были приглашены 2 преподавателя и завуч лицея с консультациями и лекциями по профориентации. 26 мая прошли экзамены по механизации. 6 учащихся сдали экзамены и получили Свидетельства Алтанского профессионального лицея по специальности «тракторист-машинист».

    3) На базе Абагинской АТСОШ продолжает свою работу летняя школа «Интеллектуал» с приглашением преподавателей ЯГИТИ. В 2005 году лагерь работал с . По итогам экзаменов 4 учащихся получили Свидетельства по специальности «оператор ПЭРМ». В 2006 г. с 15 по 29 июня в лагере занималось 20 учащихся, из них 4 учащихся получили Свидетельства ЯГИТИ по специальности «оператор ПЭВМ».

    Выставки

    1) Участие в республиканской выставке-ярмарке «Продовольствие-2005» (23-25 сентября 2005г.)

    2) Участие в республиканской выставке-ярмарке «Урожай-2006» (23-25 сентября 2006г.)

    Основные задачи
    на оставшийся период
    экспериментальной работы

    Деятельность Ресурсного Центра сети агропрофилированных школ Амгинского улуса будет направлена на закрепление достигнутых успехов и дальнейшее развитие сетевого сотрудничества.

    В целях повышения эффективности и результативности деятельности сети агропрофилированых школ продолжить работу по созданию службы маркетинга во всех агропрофилированных школах, что позволит вести работу по координированию деятельности агропрофилированных школ улуса, а также вести работу поиска путей дальнейшего развития как сети в целом, так и каждой школы в отдельности. Такая постановка задачи продиктована целым рядом объективных причин, связанных с сокращением числа учащихся в сельских школах.


    Ежегодные агрочтения

    Hosted by uCoz